Творческая фотография с помощью ND (нейтрально-серых) фильтров.

Здравствуйте друзья!

Рано или поздно у любого фотографа настаёт момент, когда элементарного знания своей техники и чувства кадра уже не хватает, и хочется добавить в своё творчество некие художественные элементы, приёмы, открывающие новые горизонты в работе.

Вот сегодня как раз и хочется поговорить с вами об одном из таких инструментов, которые (на мой взгляд) вообще обязательны в рюкзаке у любого пейзажиста. А поговорим мы с вами об ND фильтрах.

 

_44B0800!!!-3                                                                                       18 мм, f/7,1, 3,2 с, ISO 400 

«ND» — это сокращение от «Neutral Density», что в переводе с английского означает «нейтральной плотности». В народе же их называют «нейтрально-серые», так как на вид они действительно кажутся серого цвета. Для чего же нужен этот тип светофильтров и с какой целью чаще всего они используются? И главное – можно ли обойтись без них?

Если вы уже не первый день занимаетесь постижением тонкостей фотоискусства, то, скорее всего, уже сталкивались с проблемой слишком большого количества света в том или ином кадре (особенно когда хотелось бы увеличить выдержку). Вот его-то нейтрально-серый фильтр и помогает уменьшить. И не пугайтесь того, что в названии светофильтра присутствует слово «серый», т.к. Neutral Density фильтры никоим образом не вносят цветовую корректировку в изображение. Всё, что они делают, это уменьшают количество света, попадающего в объектив – и больше ничего. Конечно, если применять дешёвую китайскую подделку, то в этом случае и коррекция цвета появится. Я уже много раз обжигался на дешёвых ND фильтрах, особенно в те времена, когда впервые их для себя открыл. Но, если  говорить о качественных ND фильтрах, — например фирмы Hoya, которыми я сам пользуюсь сейчас и за которые могу ручаться, — то они цвет изображения не меняют, как это и должно быть. А всё потому, что их стекло покрывает специальное напыление из частичек металла ACCU-ND, при этом с обеих сторон каждый светофильтр имеет идеально ровную отполированную поверхность и мультипросветление.

Давайте разберемся, как эти фильтры работают, и как/когда/зачем мы их можем применять.

Нейтрально-серые фильтры имеют простую и понятную для пользователя градацию, отображающуюся в самом названии. Например, фильтр ND2 пропускает в объектив в 2 раза меньше света, ND4 – в 4 раза меньше, ND500 – в 500 раз меньше и т.д. Как пример: если без фильтра мы можем выставить выдержку, скажем, в 1 секунду, то в тех же самых условиях с фильтром ND4 сможем уже выставить 4 секунды, с фильтром ND16 – 16 секунд, ну и так далее.

 

_44B0773!!32 мм, f/8, 4 с, ISO 200

 Кроме того, все фильтры (во всяком случае Hoya) с внешней стороны имеют специальную резьбу, благодаря чему их можно комбинировать, обеспечивая необходимое затемнение – в этом случае «разы» просто умножаются. К примеру, если у вас всего два фильтра ND2 и ND16, накрутив их оба одновременно вы получите возможность увеличения выдержки с той же, предположим, 1 секунды — уже до 32 секунд (2х16=32). Это очень удобно, и позволяет всего с несколькими фильтрами получать различные значения, лишь незначительно играясь с настройками ISO и диафрагмы на камере. Правда не стоит забывать о таком эффекте как виньетирование (затемнение по углам кадра), которое становится критичным на полнокадровых матрицах, ведь даже с двумя накрученными фильтрами, например на объектив 16 мм, мы практически утыкаемся краями кадра в окружность второго фильтра. Это конечно реальная проблема, которая на кропе или на длинных фокусных уже практически незаметна. Лично я для себя нашёл отличный выход – так как пейзажи снимаю в основном шириками и сверхшириками, у меня просто имеется целый набор ND фильтров определённого диаметра, как говорится «на все случаи жизни», от ND2 до ND1000. А случаи, как известно, бывают разные. В моей работе ND фильтр – это не менее важный инструмент, чем такая необходимая вещь как штатив.

Кстати, был у меня раньше ND фильтр с переменной плотностью, причём не из дешёвых моделей. Есть и такие. Это один фильтр, крутя ободок которого мы можем получать различные значения затемнения. Вот приобретать такой «универсальный фильтр» я вам категорически не советую. Если на низких значениях ND на таком фильтре качество изображения еще более-менее, то с более высокими затемнениями виньетирование настолько сильное, что оно занимает практически пол кадра, и снимки можно сразу выкидывать. Это проблема любых ND фильтров с переменной плотностью. Покажу вам для наглядности такие неудачные кадры с водопада Игуасу (Бразилия) – был пасмурный день с не очень ярким солнцем, и мне нужно было увеличить выдержку минимум на 3 ступени, чтобы получить красивый, ровный поток воды. Но по факту, имея только этот ND с переменной плотностью, практически всю съёмку мне пришлось забраковать. Скоро добавлю эти фотографии водопада Игуасу и вы сами сможете оценить качество картинки у таких фильтров! 

Благодаря применению нейтрально-серых фильтров (конечно же мы теперь знаем, что только с фиксированной плотностью) можно снимать даже днём в яркое солнце на более длительных выдержках, для чего в основном эти светофильтры и используются фотографами. А значит — смазывать движения в кадре, более широко открывать диафрагму,  уменьшая при этом глубину резкости, ну и так далее… Как пример — вот эта фотография, сделанная днём, когда свет очень жёсткий и неудачный. Без ND фильтра не стоило бы и браться снимать в таких условиях — кадры были бы не интересными, скучными, с плохим светом — одним словом брак. А с ND800 мы получаем вот что:

 

_44B1103!!!27 мм, f/10, 0,6 с, ISO 100

 

Рассмотрим подробнее творческие приёмы, которыми мы можем пользоваться. 

Пример первый — если вы хотите днём снять плывущие по небу тучи так, чтобы они превратились из отдельных облаков в один движущийся красивый поток, то можно использовать светофильтр ND500 (или больше, в зависимости от освещённости), в 500 раз уменьшающий поток света, поступающего в камеру, и выдержку от 10-15 секунд и более. Последний параметр определяется на глаз в зависимости от скорости движения облаков.

 

Пример второй — допустим, вы желаете сфотографировать красивый закат или рассвет. Для этого вам вполне подойдет нейтрально-серый фильтр ND8, применение которого вам позволит сделать фото с выдержкой до 1 с. При этом и небо проэкспонируется нормально, и благодаря более длительной выдержке и тени на переднем плане проработаются лучше. Хотя ради справедливости стоит сказать, что на закаты и рассветы лучше использовать не просто нейтрально-серые фильтра, а градиентные нейтрально-серые фильтры. Что это такое – тем, кто не знает, я расскажу как-нибудь в отдельной статье/уроке.

 

Для чего ещё может понадобиться длительная выдержка? На самом деле, художественных приемов масса! Например, вам нужно сделать такой кадр, в котором есть дорога с проезжающими по ней машинами, но при этом вам нужно, чтобы машин в кадре не было (или же вам хочется снять реку, но по ней снуют лодки и мешают вам сделать шедевр). Движение по дороге ради вашего кадра, конечно же, никто перекрывать не будет, но, к счастью, этого и не нужно. Достаточно установить выдержку подлиннее, установить на объектив нейтрально-серый фильтр, который позволит вам фотографировать с достаточно длинной выдержкой – и вуаля! Проезжающие машины просто не успеют проэкспонироваться на вашем кадре, благодаря чему вы получите снимок без них. Конечно, это в случае если машины едут без включённых фар.

 

А можно же и наоборот сделать снимки, в которых сфотографирована дорога без машин, зато со множеством белых и красных полос от их фар. Это результат того же приёма, только в такое время суток, в которое автомобили ездят со включенными фарами и сигнальными фонарями – лучше всего когда сумерки только начинают сгущаться.

 

Лондон

 

Этот же приём можно использовать и в композиции, которую могут нарушить прохожие и любые другие движущиеся объекты. Увеличивая выдержку, мы просто убираем тем самым из кадра движущиеся объекты. Или размываем их до нужной степени, играясь с выдержками, в зависимости от нашей творческой задумки. Например, имея фильтр ND1000 мы можем таким образом настроить выдержку днём, чтобы снять в толпе города двух влюблённых (которым придётся некоторое время постоять неподвижно обнявшись), тогда как толпа вокруг них проэкспонируется едва заметным шлейфом, и будет ощущение что для этих двоих время замерло, а остальной мир просто не существует и очень скоротечен. Очень интересный приём.

Но при всём многообразии приёмов с нейтрально-серыми фильтрами, моё излюбленное – это работа на различных водоёмах. Это и водопады, и озёрная/речная гладь, и сильный дождь, и морские волны, и всё что связано с водой!

 

_44B0857!!!23 мм, f/5,6, 6 с, ISO 400

Здесь нам ND фильтры открывают огромные перспективы. Посредством различных манипуляций с выдержкой мы, например, можем сделать водную поверхность безупречно гладкой, как стекло. Или, если море или озеро не спокойно, то с помощью длинной выдержки можем его превратить в туман или дымку — такой любимый многими фотографами эффект. Если же вы наоборот намерены подчеркнуть динамичность водного потока, то выдержку можно удлинить лишь незначительно (до 1-2 секунд, но нужно экспериментировать) чтобы вода немного смазалась, благодаря чему у наблюдателя складывалось бы ощущение, будто она движется очень быстро. Так я например снимал совсем недавно льдины в Исландии в известной Лагуне Айсбергов. Об эти льдины периодически разбиваются волны, и пользуясь ND фильтрами разной плотности я получал непохожие друг на друга эффекты размытия морских волн.

 

_44В0684!6
32 мм, f10, 2,5 с, ISO 100

 

Небольшой совет по поводу фотографирования с использованием ND фильтров: ставьте компенсацию экспозиции на «-1». И еще: компоновать кадр желательно без надетого на объектив светофильтра (если позволяют условия), т.к. фильтр сильно затемнит картинку, что осложнит задачу построения кадра.

 

_44B0829!27 мм, f/5,6, 3,2 с, ISO 400

 

Ещё маленькая шпаргалка по длительности выдержек в светлое время для разных объектов:

Бурный ручей. Обычно хватает до 3-4 с. выдержки. Если экспонировать дольше, то водяной поток скорее всего превратится в некий монолит.

Слегка размытые в движении машины в городе. Выдержка примерно в 1/2 с. – если больше то автомобили уже слишком размытыми будут, но возможно вам это и нужно.

Медленно проплывающие облака. Тут уже нужна выдержка от 10-15 секунд, тогда движение будет передаваться очень красиво. Но еще нужно смотреть и на скорость проплывающих облаков.

Волна у берега. Тут возможны разные варианты, в зависимости от того, какой эффект вы хотите, от яркости света, силы морского прибоя и тд. Если нужна едва размытая волна – то выдержка обычно до 1 секунды, ну а вообще всё познаётся на практике — не бойтесь экспериментировать! 😉

 Главное правило – чем медленнее то, что мы снимаем, тем большая выдержка нам необходима.

И второе правило – чем меньше мы хотим деталей на снимке, тем опять-таки большая выдержка нам нужна.

Если вы хотите дополнить эту статью или поделиться вашим опытом об использовании ND фильтров – пишите пожалуйста в комментариях – буду рад любому вашему опыту, и будет интересно сравнить результаты!

Алнксандр:

Спасибо, отличная статья. Давно уже не пользовался ND фильтрами, чаще использую полярик, но после прочтения Вашей статьи задумался об их очередном приобретении.